SITE LOGO | Воскресенье 13.07.2025 19:06 |
![]() |
Приветствую Вас Гость | Главная страница | Большая Мифологическая Энциклопедия | Регистрация | Вход | ![]() |
|
А
Абраксас, m, или Аброксос - космологическое существо в представлении гностиков. Был заимствован из пантеона египетских богов. В Египте почитался как победитель дракона. Представители секты Василида полагали, что Абраксас является верховным главой небес и эонов (т. е. первосущности), символизируя в своем лице их единство. Сумма числового значения его имени в греческом написании дает 365 (A - 1 + B - 2 + R - 200 + A - 100 + X - 60 + A - 1 + S - 200), что соответствует количеству дней в году ("целокупность мирового времени"), числу небесных сфер ("целокупность мирового пространства") и соответствующих небесах эонов ("целокупность духовного мира"). У него насчитывается 365 добродетелей, выпадающих на каждый день. Семь букв, входящих в его имя, так же получили магическое истолкование. Изображался Абраксас с телом человека, головой петуха и змеями вместо ног. Его образ часто присутствовал на геммах - амулетах. Культ Абраксаса получил распространение и за пределами христианского гностицизма, войдя в ряд языческих мистерий. Имя Абраксас соотносилось с мистическим словом абракадабра. Источник: Мифолгический словарь. М., 1991. ![]() Аваддон/Авадон, m (Abaddon/Abadon) - "Царём над собой она имела ангела бездны; имя ему по-еврейски Аваддон, а по-гречески Аполлион" (Апок. 9, 11).
Источник: Библия, Откровение Иоанна. ![]() Адам, m (Adam) - символ библейского, "ветхозаветного" первочеловека. Имя "Адам" происходит от еврейского термина "аббата", обозначающего красную землю или глину. Аналогичная лингвистическая трансформация прослеживается и в латинском языке: humus - земля - homo - человек. Эта этимология соотносится и с сюжетом Ветхого Завета: "И создал Бог человека из праха земного и вдунул в него дыхание жизни, и стал человек душою живою". Считается, что такое объяснение происхождение человека соответствует народным представлениям. Согласно содержащейся в Ветхом Завете жреческой версии, Бог сотворил Адама по своему образу и подобию. Впоследствии в природе первочеловека обнаружили два компонента - прах земной и божественное дыхание, что соответствовало телесной и духовной субстанциям.
Согласно апокрифическим истолкованиям, кровь Адама состояла из красной земли, внутренности - из черной, кости - из белой, мышцы - из зеленой. Согласно мусульманской легенде, Аллах последовательно поручил архангелам Гавриилу, Михаилу и Исрафилу принести для создания человека по горсти каждого слоя земли, но они не справились с заданием. Только Азраил, несмотря на противостояние Земли, сумел осуществить миссию - принести необходимые компоненты к Мекке, где и был создан первочеловек. Гностики полагали создание Адама актом злой воли Демиурга Яхве. Духовный эонический свет был закован в телесные материальные основы. Современные атлантологи усматривают в указании на красный цвет кожи Адама свидетельство его принадлежности к древней расе атлантов, отличной от расы людей. В алхимической и каббалистической традиции Адам был представлен в образе двуполого существа (см. раздел «Общие мифы/Божества» Андрогин) – таким образом проводилась идея об изначальной гармонии первочеловека, утраченной в результате грехопадения. Адам был создан на "6-й день творения" - данное словосочетание зачастую использовалось для символического обозначения человека. Из Адамова ребра Бог создал Еву. Поэтому природа женщины считалась производной от мужской. С другой стороны, имела распространение мифологема о первоженщине дьяволице Лилит. Она, как и Адам, была сотворена из глины, на основании чего пыталась доказать свое равноправие. Поэтому некоторые современные истолкователи библейской истории усматривают в феминистском движении архетип гордыни Лилит. Из легенды о грехопадении и изгнании из рая следовало, что Адам менее греховен, чем другие персонажи мифологемы - Змий и Ева: он так и не проглотил предлагаемое ему Евой яблоко, застрявшее у него в горле и ставшее причиной образования у мужчин кадыка, адамова яблока. Адам был проклят и обречен в поте лица добывать хлеб свой. Путь в рай оказался прегражден пылающим мечом, помещенным Богом к востоку от Эдема. Явление Христа истолковывалось как пришествие "нового" Адама, в противоположность "ветхому" первочеловеку. ![]() Андрогин, m, f, - мифическое существо, полуженщина-полумужчина, символизирующее мировую гармонию. В нем происходит соединение противоположных принципов: мужского и женского, активного и пассивного, материального и духовного, космоса и хаоса, неба и земли. Одной из модификаций андрогина является двуглавый орел. В андрогине космическая энергия пребывает в неполяризованном состоянии. "Он, знающий свою мужественность и хранящий свою женственность, есть первичный хаос мира", - говорится в "Дао дэ цзин". В теогонии различных народов первобоги в одиночку порождали прочие божества. Согласно теософской версии, андрогинами являлись древнейшие боги - Осирис, Зевс, Дионис и др. Имя Яхве дешифруется на две составляющие - мужское Ях и женское Хова. В Каббале андрогином является высшая магическая фигура - Макропрозоп. Эквивалентом символики андрогина служит сочетание розы и креста в розенкрейцерианской традиции. Геометрическим вариантом андрогина служит символика инь - ян. Андрогинное существо в ведийской мифологии именовался Ардханаришвара. Он изображался в композиции с символом андрогинности - цветком лотоса. Важное место андрогинная сущность занимает в алхимическом символизме. Андрогинной природой обладает алхимический Меркурий. Буква Ь в алхимии указывает на андрогенный характер стихии воды. В животном мире андрогинным существом считался заяц. Он был посвящен египетскому саморожденному богу Осирису. Поэтому у жрецов Египта заяц почитался священным животным. Платон в диалоге "Пир" устами Аристофана излагает следующую версию происхождения: "Когда-то наша природа была не такой, как теперь, а совсем другой. Прежде всего, люди были трех полов, а не двух, как ныне, - мужского и женского, ибо существовал третий пол, который соединял в себе признаки этих обоих: сам он исчез, и от него сохранилось только имя, ставшее бранным - андрогины, и из него видно, что они сочетали в себе вид и наименование обоих полов - мужского и женского. Тело у каждого человека было округлое, ног столько же, сколько рук, и у каждого на круглой шее два лица, совершенно одинаковых; голова же у этих двух лиц, глядевших в противоположные стороны, была общая, ушей имелось две пары, срамных частей две. Передвигался такой человек либо прямо, во весь рост - так же как мы теперь, но любой из двух сторон вперед, либо, если торопился, шел колесом, занося ноги вверх и перекатываясь на восьми конечностях... Страшные своей силой и мощью, андрогины питали великие надежды и посягали даже на власть богов... Боги стали совещаться, как быть с андрогинами, и Зевс предложил рассечь их пополам, чтобы ослабить, ...он стал разрезать людей пополам, как разрезают перед засолкой ягоды рябины или как режут яйцо волоском... И вот когда тела были таким образом рассечены пополам, каждая половина с вожделением устремилась к другой своей половине, они обнимались, сплетались и, страстно желая срастись, умирали от голода и вообще от бездействия, потому что ничего не желали делать порознь... Итак, каждый из нас - это половинка человека, рассеченного на две камбалоподобные части, и поэтому каждый ищет всегда соответствующую ему половину". Источник: Энциклопедия сверхъестественных существ. М., 1997. ![]() Антихрист, m - противник или "противостоятель" Христа, который, согласно Откровению Иоанна Богослова, должен появиться на земле незадолго до конца света и второго пришествия Мессии. Мифологическое мышление обусловило олицетворение мирового добра, воплощенного в образе Иисуса и персонификацию зла в образе
Антихриста. Если дьявол, по средневековому выражению, "обезьяна Бога", то Антихрист - "обезьяна Христа". Он космический узурпатор и самозванец имитирующий облик и поступки Христа. Иконографическая традиция изображения Антихриста, представленная фресками Л. Синьорелли в соборе итальянского города Орвиетто, с одной стороны, максимально приближает его визуальные к Христу, с другой - наделяет горделивым, неуверенным, лукавым выражением лица. Антихрист, имитируя добродетели Христа, соблазняет людей ложным чудотворством. В царство Антихриста "люди будут себялюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, непослушны родителям, неблагодарны, нечестивы, немилостивы, неверны слову, клеветники, невоздержанны, безжалостны, чужды любви к добру, предатели, наглы, напыщенны, любящие наслаждение больше Бога". Выделялись три категории знамений, связанных с Антихристом: предваряющие пришествие, совпадающие с ним и последующие. Знамения предваряющие: 1. Разорение и конец римского монаршества. Связано со средневековой историософией последовательной смены пяти царств. 2. Проповедь Евангелия во всем мире. Последние времена наступят, только когда евангельское учение будет известно каждому народу, обусловливая выбор между Христом и Антихристом. Появятся многочисленные лжепророки и лжечудотворцы. Один из них составит вместе с дьяволом (змием) и Антихристом (зверем) лжетроицу. Знамения, совпадающие с пришествием. Жизненный путь Антихриста на основе библейских толкований был определен Августином Блаженным, Феодоритом Кирским, Григорием Великим и др.: 1. Проповедь свидетелей первого пришествия Христа - Илии и Еноха. Предсказано, что они будут 1) одеты во вретища; 2) пророчествовать двести шестьдесят дней; 3) иметь власть закрыть небо, что не сойдет дождь на землю во дни их проповеди, обращать воды в кровь и всякою язвою поражать нечестивых; 4) побеждены и убиты Антихристом; 5) тела их пролежат в Иерусалиме непогребенными три с половиной дня; 6) после чего воскреснут и вознесутся; 7) при том произойдет великое землетрясение, которое разрушит десятую часть города. 2. Антихрист будет воспринят иудеями вместо истинного Мессии. Предполагалось, что Антихрист будет иудеем из колена Данова. Местом его рождения будет Вавилон, ибо туда, по преданию, ушло Даново колено. Антихристу суждено родиться, по разным толкованиям, либо от блудницы, принимаемой за девственницу - пародия на девственное зачатие Христа, - либо от монахини, нарушившей обет, либо от кровосмесительной связи. 3. Ложные чудеса, творимые Антихристом, среди которых снисхождение огня с небес, речь звериного существа, имитация воскрешения. 4. Антихрист не будет исповедовать Христа, а исповедующих обречет на мучения. От народа будет требовать почитания себя как истинного Бога. 5. Престол Антихриста будет в Иерусалиме, в восстановленном им храме Соломона. 6. Поклонникам своим он дает начертание на правой руке и челе.
7. Опознают его по имени, обозначенному звериным числом 666. 8. Царствие Антихриста продлится 42 месяца, по аналогии с продолжительностью проповеди Христа. Знамения последующие. Страшный Суд и кончина мира. Антихрист будет воевать с тремя царствами: Египетским, Ливийским и Эфиопским - и одолеет их. Вслед за тем и другие цари поклонятся ему. "Десять рогов, которые видел, есть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем и отдадут ее зверю". Истребление христиан будет осуществляться в войне Гоги и Магоги. Немногие стойкие в христианской вере укроются на Масленичной горе - место в Гефсиманском саду - последнем приюте Христа. Во время решающей битвы с небес ниспадет огонь и уничтожит антихристово воинство. Сам Антихрист, спасаясь от Христа, поднимется на высокую гору и затем бросится вниз. Фигура Антихриста и связанные с ним сюжеты вызывали и вызывают многочисленные толкования. В раннехристианской литературе под ним подразумевали императора Нерона, Максимилиана, Диоклетиана, Юлиана Отступника, а так же еретиков Ария, Нестория, Савелия, Македония, Аполлинария, Мухаммеда и др. В католицизме в качестве Антихриста интерпретировались Лютер и Кальвин. В русской эсхатологической мысли под ним подразумевались патриарх Никон, Петр I, Наполеон I, Л. Н. Толстой, Г. Распутин, А. Ф. Керенский, В. И. Ленин, И. В. Сталин, М. С. Горбачев и др. Как к художественному символу, к нему обращались Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьев, Д. С. Мережковский, Д. Андреев, В. В. Иванов, Ф. Горинштейн. Источник: Энциклопедия: символы, знаки, эмблемы. М., 2003. ![]() Б
Баал/Балу/Бел/Ваал, m - древнее общесемитское божество плодородия, вод, войны. Почитался в Финикии, Сирии и Палестине, затем его культ распространился на запад (в Египет и Грецию). ![]() Багамут, m - сверхъестественное существо, символизирующее первооснову Земли. Представлял собой аравийскую модификацию мифологемы о бегемоте (см. ниже). Трансформировался в рыбоподобное существо, плавающее в бездонном море. На багамуте стоял бык, на быке - рубиновая гора, на горе - ангел, на ангеле шесть адов, на адах - земля, на земле - небеса. Багамут есть предел нисхождения от высшего к низшему: он находится ниже адов. Вместе с тем он олицетворяет предел человеческого познания.
Глазам человека не под силу лицезреть багамута. Все моря земные подобны горчичному зерну в сопоставлении с ним. Когда Иисусу удалось увидеть багамута, он упал наземь и трое суток оставался без сознания. Мифологема о багамуте использовалась в качестве иллюстрации к космологическому доказательству существования Бога: всякая причина должна иметь своего "предшественника", и чтобы не прийти в этом к бесконечности, требуется причина, т. е. багамут. Г
Гильгамеш, m - Гильгамеш является одной из интереснейших фигур как в истории, так и в мифологии, так как в его фигуре эти два направления смешиваются. И история, и эпос рассказывают нам о могущественном царе, правившем в Междуречье и искавшем источник бессмертия. "Эпос о Гильгамеше" или "О всё видавшем", написанный в XXII веке до н. э. повествует о реальном человеке, но так как от шумеро-аккадских писцов требовалось восхвалять властителя, они преобразили повествование о его жизни в героическое предание. Надо отметить, что царь, по меркам того времени, - это не совсем то, что мы представляем себе сегодня. По сути, это были купцы. Деньги и власть им приносила торговля: овцы, овечьи шкуры, сыр, вино, зерно... Гильгамеш, правитель города Ур, был одним из самых предприимчивых царей того времени, поэтому очень многим приходилось считаться с ним. Впрочем, оценивать его предпринимательскую деятельность сейчас довольно сложно, так как источником информации о нём является, в основном, указанная поэма. На долю главного героя эпоса выпадает множество испытаний таких, как противоборство с созданным богами зверочеловеком Энкиду, сражение с хранителем кедрового леса, Хумбабой, искушение богини любви Иштар (Инанны). Впрочем, не всегда он показан добродетельным и хорошим правителем: в начале поэмы народ Урука, в котором правил Гильгамеш, возмолился богам, чтобы те дали им другого царя, не такого строптивого, в ответ на что боги прислали Энкиду. Однако, так как силы Гильгамеша и Энкиду в поединке были равны, они стали друзьями и совершили множество великих подвигов. Весь путь Гильгамеша представляется противоборством всевластным богам. С одной стороны - он герой, с другой - нарушитель установленного высшими порядка. Поняв угрозу своей власти, боги уничтожают его друга и помощника Энкиду. Поиски источника жизни для умирающего друга, поиски бессмертия - вот главный вызов, брошенный им царём-героем. P. S. На изображении - Гильгамеш, душащий льва. Понимать следует так, что это не лев маленький. Согласно эпосу это Гильгамеш был огромного роста. Фактически, это гиперболизация его сил и возможностей. ![]() М
Митра, m - почитание бога Митры возникло в Индии и Персии и стало популярным во всех странах римского мира, особенно среди воинов. Бог Митра обещал жизнь после смерти и призывал уважительно и по-доброму относиться ко всем людям. Эта религия утверждала, что все люди - и сенаторы, и рабы - в одинаковой мере ценны и достойны. Но участие женщин в этом культе считалось не допустимым. Множество митраистских храмов было воздвигнуто по всей Римской империи.
![]() |
|
![]() |
Copyright MyCorp © 2006 | Дизайн Dea_the_Nanman | ![]() |